the_bvjdbx (the_bvjdbx) wrote,
the_bvjdbx
the_bvjdbx

Года три назад мы

ходили смотреть «Князя Игоря» в «Метрополитен Опера».

Только не в Нью-Йорке, а в Аймаксе на Ватерлоо, через прямую трансляцию. Экран там как раз размером с портал сцены в опере, и если бы не было врезок с интервью в антрактах, и иногда - смен плана, то эффект присутствия был бы довольно убедительным.

Особенно убедительной там была дочь половецкого хана (нечто маленькое и яростное, смуглое, с носом и в белых одеждах, метавшееся по сцене и сметавшее звуковой волной все на своем пути) которой даже через океан удалось прокачать зал настолько, что... помню мысль - если это в трансляции так, как же оно живьем?

И вот вчера нас занесло на уже родные тринадцатифунтовые места слева под крышей на Ковент-Гардене.

Левый угол сцены оттуда совсем не видно. Зато звук от певцов и оркестра там проходито мимо _до_ того, как отразиться от сводов зала и рассеяться по всем остальным зрителям. Если оркестр встал не с той ноги – то да, лучше слушать в зале, когда акустика помещения смягчит все непопадания. Но когда оркестр в ударе – лучше мест не найти, каждая нота как на ладони.

Оркестр в ударе был.

В общем, если вы представите добрую итальянскую оперу (перепутанные дети, любовные треугольники, месть, гнев, эгоизм и героизм, эрос и танатос, незатейливость прекрасных мелодий, арпеджио, стакатто, резкие переходы от «Наша любовь победит все!» и «Какое счастье! Я в раю!» до «Мы все умрем в бесконечных мучениях прямо сейчас!» и обратно неограниченное количество раз) в немецких декорациях (и по авторству – вся команда дизайнеров и режиссер немцы, и по стилю – все черное, залитое холодным белым светом, а-ля рамштайн, странный белый пепел кружит по сцене, колючая проволока, туса графа де Луны выезжает на сцену на броне танка, как те баднформирования, которые показывают по CNN, все в фашистских шинелях и касках, на которых нацарапано LUNA, на танке тоже, а сам танк, на минуточку, «Тигр», на стволе которго эта банда в последнем действии вешает пленника, предварительно сделав с ним селфи) в исполнении оркестра под управлением британского дирижера, с русской первой скрипой (а это Верди, там у скрипки запил на запиле, и это было очень круто), а на сцене тему раскрывают американский тенор, бас и баритон (оба из Одесской Консерватории), но все это – лишь чуть больше, чем достойный фон для сопрано-баттла Рачвелишвили и Арутюнян.

Эта смесь не могла не сдетонировать. Королевскую Оперу порвало, как хомячка.

Причем я, как всегда, все перепутал – сюжетов же не знаю и текст программок до меня доходит раза с пятого.

Хронологически Арутюнян появляется на сцене первой. Но визуально образ был похож как раз на дочь хана из «Князя Игоря», я и решил, что наверное это то самое, яростное, из Метрополитан. А там да – очень сильный голос, техника, обертона, все круто. Но остался какой-то осадок недосказанности. Мало ли, думаю, может, джет-лаг, или потом разгонится, или не все роли одинаково вставляют...

И тут в следующем действии... Значит так. Декорации и общий план: лагерь трэвеллеров, как из «Snatch», карета-кабриолет, сделанная из старого ржавого фиата с выломанным мотором, старый ободранный трейлер, дичайшая толпа цыган – человек 50, гигантские мужики, одетые в свадебные платья, кто-то в сверкающих зеркальных шляпах и костюмах, безумный чувак с ангельскими крыльями из настоящих перьев и дырявым зонтиком, кто-то бегает в костюме медведя, и над лагерем развевается флаг из простыни, на котором нарисован медведь в ватнике и с баяном. Весь этот сброд развлекается на полную катушку, и заодно в нужные моменты оказывается ударным, монолитно вступающим с оркестром, хором.

И вот, посреди очередного буйства хорошо поставленных глоток, у трейлера в углу сцены роообко так открывается дверь, и оттуда неуклюже и неловко показывается странная маленькая жалкая сгорбленная кучка темно-грязно-серого тряпья, лица не видно из-за шапки спутанных таких же оттенков годами не мытых волос. Невзрачное безмолвное пятнышко на краю сверкающе-разноцветно-громогласной движухи.

Я сначала внимания даже не обратил (наивно думал, что все, что хотел, уже увидел)

И тут эта кучка тряпочек тихоооонечко так начинает заунывно подавать голосочек, и, как по ножу, вливает его в стену звука хора и оркестра, и через пару секунд оркестр и хор, вроде еще следуя своим партиям, впадает в оцепенение, как толпа беззащитных кроликов перед удавом, выползшим, откуда не ждали, а заунывный голосочек нарастает и крепнет, и вроде неторопливо и ненавязчиво так, и сначала думаешь, ну да, все они так, законы жанра, то-се, но голос становится все громче, доходит до той границы мощности, на которой, собственно, поют в кульминации все другие оперные певцы, которых ты слышал до этого, проходит эту границу, не замечая, и продолжает нарастать, и вот в этот момент ты физически ощущаешь, как всем тысячам зрителей в зале резко становится не по себе.

Кучка тряпочек делает плавное движение, корректируя акустический прицел, и из-за проволоки спутанных волос внезапно показывается знакомый по трансляции из «Метрополитан» НОС.

И тут доходит совсем.

В общем, если вы любите оперу, или любите тренировать свой аттеншен-спан, или просто интересно посмотреть, а из-за чего весь шум вообще и на что люди ходят – Анита Рачвелишвили (Тбилиси). Очень рекомендую. Этот тот случай, когда люди настолько прекрасны в том, что они делают, что жанр уже не важен. Там был момент, когда на сцене пели другие, а она уже свое отпела и лежала в уголке бездыханным телом. Как можно яростно лежать бездыханным телом, когда пауза в твоей партии по-прежнему заглушает две параллельно звучащих арии?

Причем роль у нее была как бы и не самая главная (впрочем, финальная тоника принадлежит именно ей). Когда артисты выходили на поклон – она, по обратному порядку, вышла лишь четвертой с конца. Но у всех были просто овации (заслуженные, остальные там тоже молодцы), а у Аниты – ААААААААААА-свист-топот ног-браво-улюлю такого градуса, которой в R.O.H. я слышал еще лишь один раз – и это было для Доминго.

Н., правда, отметила, что все здорово, но химии между персонажами не хватало (что да, то да, ядовитый «Телеграф» даже влепил им две звезды из пяти за это, что, конечно, беспредел, но «это Лондон, детка, тут могут послать на...»)

Жаль, Хворостовский болеет – по идее, он должен был быть де-Луной, тогда бы они там вообще все разнесли.

Смотрели на обратном пути буклет – увидел фото с собственно Трубадуром из предыдущего состава (наш Трубадур спел отлично, но по образу не дотягивал. То есть, скорее, перетягивал)

Трубадур из предыдущего состава был пронзителен.

Фигасе, смотри какой, сказал я.

Еще бы, сказала Н. Наш-то был американец, а этот-то – узбек...
Tags: Вдали от Таллинна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments